Основы прибыльных спекуляций, или откуда на рынке движения

Это статья стороннего автора — Антона Рыбина. Статья публикуется в рамках
сотрудничества с читателями.
Продолжаю цикл ликбезных статей по основам трейдинга. В этот раз поговорим о причинах возникновения движений на рынке

Содержание

  1. Движущая сила рынка
  2. Рыночная сторона
  3. Лимитная сторона
  4. Выводы

Движущая сила рынка

Наверняка среди читателей присутствуют технические специалисты, которые в вузе заучивали наизусть «движущие силы» различных химических и физических процессов. По аналогии с ними, посмотрим, что происходит на рынках и поймём, откуда вообще приходят движения цены.Последующее описание, как и любое схематическое описание сложного процесса, конечно, в некоторой степени упрощено, однако позволяет понять суть.

На рынке существует всего 2 силы, определяющие движение цены. Первая – ликвидность, или «лимитная сторона». В биржевом стакане она представлена лимитными ордерами. Это те, кто предоставляет возможность совершить сделку, заранее выставляя цены, по которым они готовы её заключить. Фактически, эта сторона не знает того, что такое спред. Тот, кто попал в лимит, тот его и заплатил. Лимитная сторона никогда при этом не выступает инициатором сделок.

Вторая сила – это маркет (рыночная) сторона, то есть те, кто готов совершить сделку здесь и сейчас по предложенной лимитной стороной цене. Именно она является инициатором сделок.

Если не будет лимитной стороны, то рыночная сторона не сможет инициировать сделку, если же не будет рыночной, то некому будет инициировать сделки, и цены будут стоять на месте.

Именно от соотношения этих двух сил (хотя на самом деле четырёх, так как каждая делится на две – покупка и продажа, но тут упростим) зависит, куда и как пойдёт цена.

Пока на одном из уровней цен не выбрана вся ликвидность, цена дальше не пойдёт, произойдёт разворот рынка. Если же силы рыночной стороны будет достаточно, то цена пойдёт до следующего уровня с ликвидностью. В английской финансовой литературе встречается связанное с этим понятие «Market impact», характеризующее, сколько объёма нужно выбрать рыночной стороне, чтобы цена сдвинулась на определённое расстояние.

Рыночная сторона

Чтобы сдвинуть цену, необходимы крупные рыночные ордера. Таких ордеров нет у «домохозяек» (рядовых спекулянтов и инвесторов), они есть у крупных участников рынка — институционалов. В случае фондового рынка этими участниками выступают в основном крупные инвестиционные фирмы/фонды. А уже за ними стоят либо крупные инвесторы, либо тысячи и тысячи «домохозяек» (в случае, к примеру, пенсионных фондов).

В случае Форекса этими участниками являются в основном те, кому необходим обмен валют — импортёры, экспортёры, обслуживающие их банки, центральные банки, также заинтересованные в поддержании обменных курсов на определённых уровнях (классический пример  — действия швейцарского ЦБ, который до 2015 года держал пару EURCHF в очень узком коридоре), а также «крупные спекулянты», заинтересованные в извлечении прибыли из маржинальной торговли.

Инвестиционные фирмы жёстко зарегулированы, и в случае прихода денег обязаны в течение определённого времени купить определённые финансовые инструменты, иначе придёт регулятор и оштрафует. И без разницы, на каком уровне сейчас находится рынок. При этом, разумеется, такой фирме необходимо оказывать по возможности минимальное влияние на рынок и покупать акции по как можно более выгодной цене.

Поэтому рынок движут крупные ордера – это факт, подкреплённый как классической литературой, так и исследованиями трейдеров, с которыми я общаюсь.

Более того, в большинстве случаев те, кто торгуют малым объёмом, стоят в противофазе к крупным ордерам, и таким образом являются «проигрывающей стороной». Данный факт в своей работе использует управляющий счёта Frame в ICE FX.

Лимитная сторона

При этом институциональные инвесторы не могут выступать лимитной стороной, т.к. попросту не имеют такого права. Лимитной стороной в большинстве случаев выступают специальные участники рынка — т.н. маркетмейкеры, «специалисты» или фирмы, выполняющие их роль.
Маркетмейкеры на фондовом рынке имеют обязательства по заключению определённого числа сделок. В отличие от них, маркетмейкеры на Форексе (банки, провайдеры ликвидности) таких обязательств не имеют.
Цель маркетмейкера — заработать на комиссиях и спреде, заключив сделки с рыночной стороной. Поэтому они в любой момент времени стараются быть рыночно нейтральными, т.е. иметь нулевую совокупную позицию.
Именно ордера маркетмейкеров в основном стоят в стакане, который можно видеть у брокеров. Так, к примеру, на срочном рынке московской биржи чётко видны биды и аски официального ММ:
Лимитные ордера по 520 контрактов здесь явно принадлежат ММ. Все остальные ордера — это либо неофициальные ММ (к примеру, мелкие спекулянты), либо более мелкие ордера того же ММ.
А вот более интересный скрин со стаканом по серебру:
По-видимому, у ММ здесь перекошен inventory (то есть совокупная позиция смещена в сторону от нулевой), и поэтому объёмы по ask были передвинуты максимально близко, чтобы покупатели больше били в них и выравнивали совокупную позицию. И действительно, order log даёт понять, что это так, в нём преобладают покупки:

Выводы

Вот таким образом от соотношения двух основных сил на финансовых рынках и происходит изменение цен. Как уже было описано в предыдущей статье, спекулянтам для прибыльной торговли необходимо корректно предсказывать будущую реакцию участников рынка в схожих с прошлыми ситуациях. В следующей статье рассмотрим, какие методы для этого используются профессиональными трейдерами.
Ссылка на основную публикацию
Основы прибыльных спекуляций, или откуда на рынке движения
Хиб.ру