Инвестирование в сайты или как Пузат захватил рунет

Сегодня будем говорить на тему о инвестировании в сайты. Сразу скажу, что если вам будет казаться что я негативно отношусь к описываемым вещам в статье, то это не так. Я скорее положительно отношусь, хотя кому то тема может показаться «спорной».

Последние 10 лет нельзя не заметить тенденцию к захламлению интернета сайтами с контентом сомнительного качества, которые содержат большое количество статей, на которые мы попадаем из поисковика в поисках ответа на обыденные вопросы. У этих статей может не быть комментариев, и обычному пользователю, после социальных сетей или после пикабу, кажется, что на них вообще нет никакой движухи и они никак не индивидуализированы, то есть явно не привязаны к какому либо человеку/автору.  Это так называемые «статейники» — информационные сайты заточенные под то, чтобы попасть по широкому спектру среднечастотных запросов в топ выдачи Яндекса с целью получения поискового трафика и его дальнейшей монетизации.

На любой вопрос общей тематики скорее всего в топ выдачи поисковика попадут подобные сайты. Большинство (но далеко не все) таких сайтов довольно легко распознать по следующим признакам в каждой статье.

  • Наличие нейтральной вводной картинки, но имеющий отношение к таматике статьи.
  • Наличие умеренного количества цитат, нумерованных и маркированных списков.
  • Зачастую вставлено видео не имеющего отношения к сайту но имеющее отношение к тематике статьи.
  • Отсутствие информации об авторе.
  • Отсутствие даты написании статьи.
  • Грамотное написание текста и отсутствие орфографических ошибок.
  • Зачастую не полностью раскрыта тема или же тема может быть совсем не раскрыта.
  • Наличие контекстной рекламы.

Создание таких сайтов это полноценный бизнес со сложным бизнес-процессом, с наемными работниками, с прибылями и убытками. Я даже немного погрузился в этот процесс с целью расширения своего кругозора, всё же тема мне не чуждая.

Экономика

Посмотрим на экономику таких сайтов. Основным источником дохода будет являться контекстная реклама гугл адвордс или яндекс директ. В среднем за одного посетителя вебмастер получит от этих рекламных систем около 50 копеек.

Для того чтобы привлечь этого посетителя вебмастеру необходимо написать и опубликовать статью, а затем попытаться «продвинуть» её в топ выдачи поисковиков. Для всего этого нужно либо тратить собственное время, либо платить за это деньги людям, которые сделают большую часть работы за вас.

  1. Оплата за рерайт 40 рублей за 1000 символов или около 400 рублей за текст статьи в 10 000 символом. Тут стоит отметить, что основная задача вебмастеров стоит не в том, чтобы создать уникальный новый контент, а в том чтобы переписать другим языком то что уже написано, так как уникальный контент (копирайт) будет стоить дороже, но вряд ли он принесет больше трафика, а значит он не выгоден.
  2. Оплата корректору за вычитку текста и исправление ошибок — 10-15 рублей за 1000 символов. Плюс еще 100 рублей.
  3. Оплата контент-менеджеру за выкладку статьи на сайт — где-то 25 рублей за статью.
  4. Оплата ссылок для продвижения статьи в поиске. Еще около 100 рублей. Но ссылки это уже для опытных вебмастеров, с ними не желательно работать не умеючи, поисковики за такое могут наказать.

Итого около 500-700 рублей себестоимость статьи. Но чем дешевле при прочих равных, тем лучше, так как каждый затраченный рубль нужно будет отбивать. Потому что на каждый сайт желательно иметь от 300 статей полностью «закрывающих» выбранную тематику. А это 600 * 300 = 180 000 рублей, то есть уже ощутимый бюджет.

Проектирование

Но как выбирается тематика? Выбор тематики сайта и далее тематик статей это, на мой взгляд, самая интересная часть работы вебмастера. Дело в том что тематика сайта и большая часть статей планируется еще до того как сайт будет запущен.

То есть перед началом работы у «правильного» вебмастера будет список тем всех или почти всех статей, которые позже появятся на сайте. Процесс такого проектирования называется: составление семантического ядра сайта. Технически он выглядит как перебор в «яндекс подбор слов» всех пользовательских запросов с главными вводными словами будущего сайта. В примере ниже такими вводными словами будут «лечение геморроя».

Яндекс вордстат

Яндекс вордстат показывает как часто то или иное словосочетание вводили пользователи в поисковую строку яндекса. Конечно для этой задачи существует специальный софт, который парсит всю инфу с яндекса автоматически.

Частота показов в месяц будет главным ориентиром по тому использовать или не использовать соответствующую поисковую фразу в планировании будущих статей.

Задача сбора семантического ядра в итоге сводится к 2 стадиям.

  1. Сбор частоты всех поисковых фраз связанных с главными вводными словами будущей тематики сайта и отсеивание самых низкочастотных (например с частотой менее 10).
  2. Кластеризация всех найденных поисковых запросов (а их может быть тысячи) по отдельным тематическим группам. Каждая такая группа в итоге будет отдельной статьей. Важно чтобы суммарная частота (количество показов в месяц) вошедших в отдельную группу статей ключевых слов была больше определенного минимального порога. Например более 100, при меньших величинах писать статью под такой небольшой «спрос» со стороны пользователей поисковых систем будет заведомо не рентабелен.

Процесс проектирования сайта так же может быть отдан на аутсорсинг, так как в сети не мало контор или отдельных специалистов занимающихся составлением сематических ядер. Но это, вероятно, самое важная часть всего проекта, поэтому тут желательно довериться реальным профи либо делать всё самому.

Готовое семантическое ядро с группами ключевых слов для каждой будущей статьи закидывается в программу для составление технического задания на написание статьи копирайтеру и на выходе, после ручной обработки, у вас имеется 100-200-300 готовых технических заданий на написание статей под ваш будущий сайт, для которого вы к этому моменту еще даже домен можете не придумать.

А как же качество контента?

Вот тут всё довольно сложно. В большинстве случаев качество контента будет на столько плохим на сколько хорошо его научится фильтровать поисковые системы. То есть задачи создать лучший контент для посетителя среди вебмастеров не стоит, хотя в целом все понимают, что за качественным контентом будущее, так как поисковые системы с каждым годом всё лучше и лучше понимают что пользователям действительно будет полезно, а что нет.

Подстраивание вебмастеров под требование поисковиков, как это ни странно, приводит к улучшению качества контента, но ровно на столько на сколько это нужно, чтобы не получить бан от Яндекса.

Да, кажется обидным, что пользователь контента, то есть обычный пользователей сети, в списке выгодоприобретателей находится не на первом списке, но думаю что стоит уже давно смериться с тем, что в сети не стоит доверять практически ничему. Каждый раз когда вы гуглите на тему «как вылечить герпес» вы должны помнить, что автору за статью, которую вы открыли, заплатили 200-300 рублей и он явно не был специалистом в медицине.

Полезную информацию в сети можно и нужно искать в тех источниках где авторам не платят:

  • Википедия
  • Пикабу
  • Смартлаб
  • форумы
  • блоги?

В остальных случаях нужно сначала понять в чём выгода автора, и только с учётом этой информации оценивать адекватность читаемого контента.

Мой опыт инвестирования в сайты

Я сам никогда не инвестировал в сайты. Но тематика для меня всегда была интересной и даже близкой. Я с удовольствием прослушал «Марафон Начало» от Романа Пузата, в котором очень круто систематизирована основная информация о базовых вещах по созданию информационных сайтов. Это совершенно не реклама данного марафона, но не стоит недооценивать роль Романа в распространении этих знаний. Вдумайтесь только — каждый участник, который проходит марафон Пузата создает полноценный информационный сайт.

В отдельных марафонах участвовало до 900 человек одновременно. Каждый год Роман проводит несколько таких марафонов. Это колоссальный конвейер вебмастеров. Конечно не для каждого из участников эта деятельность станет основной, но совершенно точно можно сказать что среди тех кто проходил марафоны пузата таких много и именно эти люди сейчас делают рунет.

В этом месте я не могу не выложить юмористическое видео об испанце, который проходил марафон Пузата.

Я знаю лично одного человека, который входит в «Олимп» Пузата и могу точно сказать, что скорее всего сам никогда не дотяну до его уровня заработка, потому что там тянуться-не перетянуться, так как это очень высокий уровень.

Но как и любой бизнес, это прежде всего бизнес — им нужно заниматься, и в нём есть очень много подводных камней, которые не позволят всем новичкам успешно стартовать в этом бизнесе, хотя с другой стороны:

дорогу осилит идущий.

Пока я смотрел марафон пузата я закинул одну статью ререйтерам на написание. Ранее она была опубликована в блоге, это статья о чарджбэке. Статья была написана на сервисе турботекст.ру за 500 рублей по присланному мной техническому заданию, которое я делал «примерно» по нормам описываемым в курсе Пузата. После написании статьи я её правил в сервисе Тургенев, который помогает исправлять лексические ошибки. Зайдите туда, напишите пару абзацев и посмотрите как круто этот сервис помогает «отшлифовать» любой текст.

В итоге статья о чарджбэке опубликованная у меня в блоге похожа на типичную статью из «статейника» — читаешь её читаешь, вроде всё по делу, но в какой то момент ловишь себя на мысли «что это за хрень?». Складывается впечатление что тебе «подсунули» какую-то дичь.

Сколько можно заработать на инвестициях в сайты?

В целом создание информационных сайтов похоже на конвейер. Если есть бюджет, то этот бюджет можно запустить выпуская один сайт за другим, нанимая на постоянную основу авторов, редакторов, контент-менеджеров, заказывая семантические ядра.

В приведенном выше примере я писал о бюджете в 180 000 рублей на сайт со статьями в количестве 300 штук. Чтобы отбить расходы на такой сайт нужно получить около 360 000 посетителей, если закладывать окупаемость за год, тогда нужно чтобы сайт в день посещало в среднем 1000 человек. При том, что первый трафик с поисковиков пойдет через 2-3 месяца после запуска сайта. Тысяча уников в день это не мало, но нельзя сказать что это не реально. Реально, но для этого нужно работать и работать много и осознанно.

Для человека который в тему создания информационных сайтов пришёл со стороны первый проект будет чисто «учебным», так как придется многому учиться с нуля. С другой стороны время, деньги, упорство и, разумеется, Пузат, может быть и смогут создать из вас еще одного вебмастера.

Ссылка на основную публикацию
Инвестирование в сайты или как Пузат захватил рунет
Хиб.ру